четверг, 2 апреля 2015 г.

Политбойцы на полях сражений

Приближается 70-летие Великой Победы. И  как всегда, перед любой знаменитой датой мы обычно вспоминаем о ветеранах.... Мой рассказ о комсомольцах и коммунистах 30 -40 годов. В самом начале войны было принято решение о направлении в действующую армию коммунистов и комсомольцев в качестве политбойцов. В сражающихся частях они на политработе покажут образы мужества, преданности Родине. Кратковременную военную подготовку политбойцы проходили во Владимирской области. В июле, уже на фронте. Политбойцы - москвичи, ивановцы, горьковчане были распределены между 46 и 152 стрелковыми дивизиями 16 армии. 129 стрелковую дивизию, сразу же после высадки из эшелона, направили в Смоленск, где шли уличные бои. С первых же боев на Смоленщине каждый политбоец знал свою задачу, которая сводилась к тому, чтобы личным примером и мужеством цементировать ряды воинов армии. У них перед остальными бойцами было одно преимущество: первыми подниматься в атаку и последними, по приказу командиров, выходить из боя. Перед советскими воинами стояла задача - выбить фашистов из города . Комдив 129 стрелковой дивизии генерал-майор А. М. Городнянский приказал выбить немцев с авиазавода, очистить ангары и наступать к тихвинскому кладбищу, после чего совместными усилиями с другой частью выбить фашистов за Днепр. Роты Селезнева, Шпицера и политрука Макарова

Макаров Сергей Иванович

(Макаров Сергей Иванович, уроженец п. Васильсурск, Воротынского района, Горьковской области) вступили в бой, с переходивший зачастую  в рукопашные схватки. Командиры политработники и политбойцы дрались смело. Задача была выполнена, но она далась большой кровью советских бойцов и большими потерями. Однако закрепиться за отбитыми позициями из-за отсутствия обещанного подкрепления и боеприпасов не удалось. Бойцы из роты С. И. Макарова первыми поднимались в атаку, умели найти какие-то скрытые пути к домам, занятым немцами, увлечь за собой остальных и завязать бой.
По приказу командования Смоленск был оставлен. Разрозненными группами выходили из города. Оказавшись в расположении танкового батальона Московской пролетарской мотострелковой дивизии, рота Макарова была дополнена политбойцами из других частей и получив название коммунистической, была оставлена при штабе дивизии, который в этот момент находился в окружении у деревни Вейна Ярцевского района.
Рано утром 3 августа политрук Макаров Сергей Иванович построил роту. Бойцам был зачитан приказ командования дивизии: драться роте до последнего патрона, до последнего бойца  и обеспечить выход штаба дивизии из окружения. Наступивший день был очень жарким. Воины уже двое суток не имели ни продуктов, ни воды. Изнурительно мучила жажда. Один из бойцов заметил невдалеке, в зарослях кустарника подбитые немцами советские автомашины и подумал: "А вдруг в радиаторах осталась вода?" Он собрал у бойцов фляжки, привязал их к ремню и пополз... С каким наслаждение через некоторое время он и его товарищи по несколько глотков выпили теплую, пахнувшую маслом воду. Через некоторое время со стороны деревни Вейна пошли в наступление немцы. Фашисты шли по ржаному полю в рост и вели беспорядочный огонь. Когда противник приблизился рота встретила его ураганным огнем пулеметов, автоматов, винтовок. Гитлеровцы отступили, но уже через полчаса обрушили на роту бешенный артиллерийский и минометный огонь, после чего вновь повторили атаку, заходили с флангов, старили уничтожить бойцов и захватить штаб дивизии. Истекая кровью, политбойцы дрались на смерть.
Макаров  Сергей Иванович - невысокого роста, белокурый, круглолицый, с добрыми, воспаленными глазами, осмотрел бойцов. Это был человек героического склада, участник боев с белофиннами, за что был удостоен ордена "Красная звезда". А враг приближался. Макаров приказал приготовить гранаты. С криком "За Родину, вперед! Ура!" он поднял роту в атаку, но сам был тут же убит. Оставшиеся в живых политбойцы дрались до последнего и приказ командования выполнили - штаб дивизии вышел из окружения. Под обстрелом врага уходили на восток обескровленные, измученные бессонницей, голодом и жаждой красноармейцы.

Массонов Николай Павлович 
Вместе с этим штабом вышел из окружения Массонов Николай Павлович, будущий Герой Советского Союза. С Макаровым они разговаривали перед боем. Договорились о встрече, но ей не суждено было состояться.
На месте гибели Макарова Сергея Ивановича учащиеся Кардымовской средней школы поставили обелиск герою.

Комментариев нет:

Отправить комментарий